Успешное ведение бизнеса, сокращение расходов, повышение конкурентоспособности – то, к чему стремится любая компания. Это заставляет руководство искать новые формы организации и управления предприятием. Одним из таких вариантов является аутсорсинг. В чем достоинства и недостатки данной формы гражданско-правовых отношений? Чем аутсорсинг отличается от фриланса и аутстаффинга? Почему он стал так популярен? Ответы на эти и другие вопросы вы получите в данной статье.
Содержание
- Что такое аутсорсинг?
- Фриланс, аутсорсинг и аутстаффинг: особенности и различия
- Как работает аутсорсинг?
- Аутсорсинг: кто активно использует?
- Плюсы аутсорсинга
- Минусы аутсорсинга
- Популярность ИТ-аутсорсинга
- Преимущества ИТ-аутсорсинга в «Сервис и Сети»
Что такое аутсорсинг?
Аутсорсинг – это услуга, в рамках которой компания передает непрофильные для нее функции сторонней организации. Данный термин пришел к нам из английского языка. В дословном переводе «outer source using» означает «использование внешних источников». Отношения между заказчиком и сторонней организацией регулируются нормами только ГК РФ, положения ТК РФ в данном случае неприменимы. Стороны заключают договор возмездного оказания услуг или подряда. Таким образом компания может сократить расходы и сконцентрироваться на развитии только ключевых бизнес-процессов.
Рассмотрим пример. Содержать собственный HR-отдел для большого числа компаний крайне невыгодно, поскольку сотрудников надо оформлять в штат, обучать, обустраивать для них рабочее место. В этом случае удобно и выгодно с экономической точки зрения доверить поиск и подбор персонала сторонней организации, которая специализируется именно на этом, – то есть обратиться к аутсорсеру.
Историческая справка
Несмотря на то что термин «аутсорсинг» появился относительно недавно (80-е годы ХХ века), сама технология имеет древние корни. Так, например, во времена Римской империи существовала группа, которая занималась рекрутингом и нанимала матросов на суда.
Современный же аутсорсинг берет свое начало в первой половине ХХ века. Именно в это время юридические компании из Великобритании и США начали консультировать своих постоянных партнеров и предоставлять им услуги правового характера.
Принято считать, что практический аутсорсинг, как технология управления бизнесом, возник в 1930-х годах в США в период противостояния таких гигантов автомобильной промышленности, как Ford и General Motors.
В это время «Дженерал Моторс» управлял Альфред Слоун-мл. Компания на тот момент испытывала серьезные трудности. Талантливый менеджер Альфред Слоун-мл. распределил бизнес-процессы между специализированными подрядчиками и сумел не просто вывести компанию из кризиса, но и сделать ее ведущей, оставив позади своего главного конкурента – «Форд».
С середины ХХ века начинают появляться узкоспециализированные фирмы, которые оказывают услуги в области рекламы, бухгалтерского обслуживания, клининга, охраны. Настоящий бум на услуги аутсорсинга возник в результате развития IT-сферы.
Данную технологию активно использовали еще в царской России. Например, уже при Петре I активно привлекались из-за границы узкоспециализированные специалисты в области кораблестроения, инженерии, финансов. Аутсорсинг, в современном его понимании, возник в стране в 1990-е годы, когда появилась рыночная экономика.
Фриланс, аутсорсинг и аутстаффинг: особенности и различия
Все перечисленные формы взаимодействия заказчика и исполнителя широко востребованы в современном мире. Фриланс предполагает сотрудничество с работающим на себя специалистом без его оформления в штат. Сотрудник нанимается для выполнения конкретной задачи. Например, компании требуется выполнить перевод какой-то коммерческой документации. Они нанимают частного самостоятельного переводчика, который это делает. Сотрудничество осуществляется на основании договора подряда, оказания услуг или авторского заказа.
Технология аутстаффинга схожа с фрилансом и отличается от него тем, что договор заключается с внештатным специалистом, который работает в узкоспециализированной компании. С аутсорсингом ее объединяет то, что оба варианта предполагают долгосрочное сотрудничество.
Теперь остановимся на различиях. В рамках аутсорсинга компания-наниматель оплачивает определенный объем работ. Сотрудничество осуществляется на основании договора об оказании услуг. При этом заказчик не выбирает каких-то конкретных специалистов, для него главное, чтобы все необходимые ему задачи решались профессионально и своевременно.
В рамках аутстаффинга сотрудничество осуществляется на основании договора о предоставлении персонала. Наниматель оплачивает работу конкретных специалистов на определенном рабочем месте. К примеру, вы планируете провести небольшой фуршет и вам нужны официанты. Вы обращаетесь в компанию, которая занимается организацией таких мероприятий, и нанимаете персонал на определенное время.
Как работает аутсорсинг?
Сегодня спектр услуг, которые можно получить в рамках договора аутсорсинга, достаточно широк. Все чаще компании передают посредникам функции и бизнес-процессы в следующих сферах:
-
маркетинг;
-
PR;
-
HR;
-
клининг;
-
охрана;
-
логистика;
-
бухгалтерия;
-
юриспруденция;
-
IT и т. д.
Ключевое здесь – чтобы аутсорсер профессионально и качественного выполнял свои обязательства.
Критически важно не передавать сторонним компаниям ключевые для вашего бизнеса функции. Например, если организация работает в сфере онлайн-образования, нельзя, чтобы методику обучения и контент разрабатывал кто-то за вас. При таком подходе бизнес обречен на провал. При этом монтаж видео, бухгалтерию и многое другое можно смело делегировать аутсорсеру.
Теперь остановимся на том, как его выбрать. Стоит оценить компанию, оказывающую услуги аутсорсинга, по следующим критериям:
-
Репутация. Посетите специализированные площадки, почитайте отзывы.
-
Квалификация сотрудников. Чем грамотнее и опытнее персонал, тем меньше рисков для вашего бизнеса.
-
Условия договора. Здесь важно, какие работы включены в договор, а что придется оплачивать отдельно; какие права и обязанности у обеих сторон, и чем грозит их несоблюдение; при каких обстоятельствах и на каких условиях может быть расторгнут договор.
-
Клиентоориентированность. Выясните, насколько оперативно исполнитель реагирует на запросы удаленного администрирования и консультирования.
Аутсорсинг позволяет значительно упростить жизнь руководства компании. Однако периодически рекомендуется контролировать качество оказываемых услуг. Если компания большая, можно нанять специального сотрудника, который будет за этим следить.
Аутсорсинг: кто активно использует?
ХХI век – время, когда такое управление бизнес-процессами стремительно развивается во всех частях мира. Число компаний, желающих воспользоваться данной услугой, растет. В результате этого многие крупные бренды передали множество вспомогательных процессов посредникам, а сами сконцентрировались на своей ключевой деятельности. Как следствие, их выручка значительно выросла.
Так, компания Kodak в 1989 году передала ИТ-задачи компании IBM. Именно это соглашение считается истоком в истории ИТ-аутсорсинга. С этого момента данный вид взаимодействия с подрядными организациями стал привлекать все больше внимания и активно внедряться в практику различных компаний.
Американская транснациональная компания Nike, специализирующаяся на спортивной одежде и обуви, использует аутсорсинг на всех этапах производства. Самостоятельно она занимается только разработкой дизайна и продажей. Благодаря этому прибыль компании увеличилась на 540% за последнее десятилетие.
Среди успешных примеров аутсорсинга в РФ стоит отметить «Норильский никель». Крупнейшая горно-металлургическая компания России, работающая с 1989 года, имела в 90-е большие финансовые сложности. В 2010 году непрофильные и обслуживающие подразделения были переданы внешней компании, благодаря чему «Норильский никель» стал мировым лидером в своем сегменте.
Плюсы аутсорсинга
Данная услуга имеет ряд достоинств. Аутсорсинг – это:
-
Выгодно. Как показывает практика, вы можете сократить расходы на 30-60%. Экономия достигается благодаря тому, что исключаются затраты на оплату труда и обучение штатных специалистов, покупку специализированных программных продуктов, обустройство рабочего места, поддержку мотивации и т.д. Также вам не придется платить взносы в ФНС и различные внебюджетные фонды. Кроме того, аутсорсинг позволяет сократить расходы ресурсов, которые нужно направить на менеджмент не основных для компании бизнес-процессов, работу HR-отдела.
-
Удобно. Штатный сотрудник может заболеть, уйти в отпуск или просто уволиться. Выбирая аутсорсинг, вы не столкнетесь с подобными сложностями.
-
Профессионально. В профильных организациях вашими делами занимается целая команда специалистов, имеющих разные компетенции. Они постоянно следят за тенденциями в своей сфере и повышают квалификацию.
Минусы аутсорсинга
Данный вид гражданско-правовых отношений имеет определенные риски. Стоит отметить, что большую часть из них можно предупредить, внеся некоторые положения в заключаемый с аутсорсером договор.
Вот некоторые из недостатков данной услуги:
-
Нестабильность качества оказываемых услуг. Это особенно актуально для аутсорсеров, которые работают в узкоспециализированной нише. Из-за низкой или вообще отсутствующей конкуренции такие исполнители могут работать «спустя рукава», поскольку понимают, что заменить их некем.
-
Несоблюдение конфиденциальности. Аутсорсер может передать третьим лицам предоставленные ему сведения. Чтобы этого не произошло, необходимо прописать в договоре пункты о неразглашении такой информации и ответственности, к которой будет привлечена компания при несоблюдении данного условия.
-
Отсутствие контроля. Вы не знаете, как в аутсорсинговой компании выстроены бизнес-процессы и взаимодействие с сотрудниками, и не можете оказать на это какое-либо влияние. Поэтому важно, прежде чем заключить договор, проверить репутацию исполнителя. Если у него есть какие-то проблемы (например, задержки по выплате заработной платы и, как следствие, несоблюдение сроков выполнения работ), стоит еще раз хорошо подумать, стоит ли иметь дело с такой компанией, а также предусмотреть возможные неприятные сценарии в соглашении.
Популярность ИТ-аутсорсинга
Спрос на услугу значительно вырос в условиях пандемии. Согласно сведениям, обнародованным одним из наиболее авторитетных порталов данных и статистики во всем мире Statista, в 2021 году совокупный объем рынка IT-аутсорсинга увеличился почти на 13% по сравнению с предыдущим годом и составил около $360 млрд.
В структуре услуг наибольшим спросом пользуется мониторинг, удаленный доступ к программному и аппаратному обеспечению и организация сервисов по совместной работе с документами. Среди остальных услуг – обеспечение информационной безопасности, обслуживание локально-вычислительной сети и пр.
На сегодняшний день на территории РФ несколько тысяч компаний, оказывающих услуги IT-аутсорсинга. К ним обращаются как крупные корпорации, так и представители малого и среднего бизнеса.
В целом российский рынок ИТ-аутсорсинга активно развивается и является одним из наиболее перспективных рынков в России. Его развитию способствовала пандемия, которая значительно усилила тенденцию цифровизации. Также благоприятно на данном направлении отражается возрастающая потребность государства в IT-услугах, программы цифровой трансформации и вектор на импортозамещение.
Преимущества ИТ-аутсорсинга в «Сервис и Сети»:
-
Штат опытных специалистов. У нас работают сотрудники, которые более 10 лет успешно обслуживают информационные инфраструктуры компаний различного масштаба и сфер деятельности. Все специалисты сертифицированы (Microsoft и 1С) и регулярно обучаются, повышая свои компетенции.
-
Высокое качество услуг. Наша компания работает в соответствии с международными стандартами в области информационных технологий – CobiT и ITIL.
-
Непрерывный график обслуживания. На нашей работе не отражаются перерывы, больничные и отпуск сотрудников. Клиент получает обслуживание в рамках всего времени, указанного в договоре.
-
Следим за тенденциями. Идем в ногу со временем и стремимся автоматизировать рабочие процессы.
Если у вас остались какие-либо вопросы по ИТ-аутсорсингу, свяжитесь с нами по телефону 8 (812) 244-24-74, и мы с радостью на них ответим.