Что такое аутсорсинг?

Теги

Успешное ведение бизнеса, сокращение расходов, повышение конкурентоспособности – то, к чему стремится любая компания. Это заставляет руководство искать новые формы организации и управления предприятием. Одним из таких вариантов является аутсорсинг. В чем достоинства и недостатки данной формы гражданско-правовых отношений? Чем аутсорсинг отличается от фриланса и аутстаффинга? Почему он стал так популярен? Ответы на эти и другие вопросы вы получите в данной статье.

Содержание

 

 

Что такое аутсорсинг?

Аутсорсинг – это услуга, в рамках которой компания передает непрофильные для нее функции сторонней организации. Данный термин пришел к нам из английского языка. В дословном переводе «outer source using» означает «использование внешних источников». Отношения между заказчиком и сторонней организацией регулируются нормами только ГК РФ, положения ТК РФ в данном случае неприменимы. Стороны заключают договор возмездного оказания услуг или подряда. Таким образом компания может сократить расходы и сконцентрироваться на развитии только ключевых бизнес-процессов. 

Рассмотрим пример. Содержать собственный HR-отдел для большого числа компаний крайне невыгодно, поскольку сотрудников надо оформлять в штат, обучать, обустраивать для них рабочее место. В этом случае удобно и выгодно с экономической точки зрения доверить поиск и подбор персонала сторонней организации, которая специализируется именно на этом, – то есть обратиться к аутсорсеру.     

Историческая справка

Несмотря на то что термин «аутсорсинг» появился относительно недавно (80-е годы ХХ века), сама технология имеет древние корни. Так, например, во времена Римской империи существовала группа, которая занималась рекрутингом и нанимала матросов на суда. 

Современный же аутсорсинг берет свое начало в первой половине ХХ века. Именно в это время юридические компании из Великобритании и США начали консультировать своих постоянных партнеров и предоставлять им услуги правового характера.  

Принято считать, что практический аутсорсинг, как технология управления бизнесом, возник в 1930-х годах в США в период противостояния таких гигантов автомобильной промышленности, как Ford и General Motors.

В это время «Дженерал Моторс» управлял Альфред Слоун-мл. Компания на тот момент испытывала серьезные трудности. Талантливый менеджер Альфред Слоун-мл. распределил бизнес-процессы между специализированными подрядчиками и сумел не просто вывести компанию из кризиса, но и сделать ее ведущей, оставив позади своего главного конкурента – «Форд». 

С середины ХХ века начинают появляться узкоспециализированные фирмы, которые оказывают услуги в области рекламы, бухгалтерского обслуживания, клининга, охраны. Настоящий бум на услуги аутсорсинга возник в результате развития IT-сферы.

Данную технологию активно использовали еще в царской России. Например, уже при Петре I активно привлекались из-за границы узкоспециализированные специалисты в области кораблестроения, инженерии, финансов. Аутсорсинг, в современном его понимании, возник в стране в 1990-е годы, когда появилась рыночная экономика.

 

Фриланс, аутсорсинг и аутстаффинг: особенности и различия

Все перечисленные формы взаимодействия заказчика и исполнителя широко востребованы в современном мире. Фриланс предполагает сотрудничество с работающим на себя специалистом без его оформления в штат. Сотрудник нанимается для выполнения конкретной задачи. Например, компании требуется выполнить перевод какой-то коммерческой документации. Они нанимают частного самостоятельного переводчика, который это делает. Сотрудничество осуществляется на основании договора подряда, оказания услуг или авторского заказа.

Технология аутстаффинга схожа с фрилансом и отличается от него тем, что договор заключается с внештатным специалистом, который работает в узкоспециализированной компании. С аутсорсингом ее объединяет то, что оба варианта предполагают долгосрочное сотрудничество.  

Теперь остановимся на различиях. В рамках аутсорсинга компания-наниматель оплачивает определенный объем работ. Сотрудничество осуществляется на основании договора об оказании услуг. При этом заказчик не выбирает каких-то конкретных специалистов, для него главное, чтобы все необходимые ему задачи решались профессионально и своевременно. 

В рамках аутстаффинга сотрудничество осуществляется на основании договора о предоставлении персонала. Наниматель оплачивает работу конкретных специалистов на определенном рабочем месте. К примеру, вы планируете провести небольшой фуршет и вам нужны официанты. Вы обращаетесь в компанию, которая занимается организацией таких мероприятий, и нанимаете персонал на определенное время.  

 

Как работает аутсорсинг?

Сегодня спектр услуг, которые можно получить в рамках договора аутсорсинга, достаточно широк. Все чаще компании передают посредникам функции и бизнес-процессы в следующих сферах:

  • маркетинг;

  • PR;

  • HR;

  • клининг;

  • охрана;

  • логистика;

  • бухгалтерия;

  • юриспруденция;

  • IT и т. д.

Ключевое здесь – чтобы аутсорсер профессионально и качественного выполнял свои обязательства.

Критически важно не передавать сторонним компаниям ключевые для вашего бизнеса функции. Например, если организация работает в сфере онлайн-образования, нельзя, чтобы методику обучения и контент разрабатывал кто-то за вас. При таком подходе бизнес обречен на провал. При этом монтаж видео, бухгалтерию и многое другое можно смело делегировать аутсорсеру.

Теперь остановимся на том, как его выбрать. Стоит оценить компанию, оказывающую услуги аутсорсинга, по следующим критериям:

  1. Репутация. Посетите специализированные площадки, почитайте отзывы. 

  2. Квалификация сотрудников. Чем грамотнее и опытнее персонал, тем меньше рисков для вашего бизнеса.

  3. Условия договора. Здесь важно, какие работы включены в договор, а что придется оплачивать отдельно; какие права и обязанности у обеих сторон, и чем грозит их несоблюдение; при каких обстоятельствах и на каких условиях может быть расторгнут договор.

  4. Клиентоориентированность. Выясните, насколько оперативно исполнитель реагирует на запросы удаленного администрирования и консультирования.

Аутсорсинг позволяет значительно упростить жизнь руководства компании. Однако периодически рекомендуется контролировать качество оказываемых услуг. Если компания большая, можно нанять специального сотрудника, который будет за этим следить.

 

Аутсорсинг: кто активно использует?

ХХI век – время, когда такое управление бизнес-процессами стремительно развивается во всех частях мира. Число компаний, желающих воспользоваться данной услугой, растет. В результате этого многие крупные бренды передали множество вспомогательных процессов  посредникам, а сами сконцентрировались на своей ключевой деятельности. Как следствие, их выручка значительно выросла. 

Так, компания Kodak в 1989 году передала ИТ-задачи компании IBM. Именно это соглашение считается истоком в истории ИТ-аутсорсинга. С этого момента данный вид взаимодействия с подрядными организациями стал привлекать все больше внимания и активно внедряться в практику различных компаний. 

Американская транснациональная компания Nike, специализирующаяся на спортивной одежде и обуви, использует аутсорсинг на всех этапах производства. Самостоятельно она занимается только разработкой дизайна и продажей. Благодаря этому прибыль компании увеличилась на 540% за последнее десятилетие.

Среди успешных примеров аутсорсинга в РФ стоит отметить «Норильский никель». Крупнейшая горно-металлургическая компания России, работающая с 1989 года, имела в 90-е большие финансовые сложности. В 2010 году непрофильные и обслуживающие подразделения были переданы внешней компании, благодаря чему «Норильский никель» стал мировым лидером в своем сегменте.   

 

Плюсы аутсорсинга

Данная услуга имеет ряд достоинств. Аутсорсинг – это: 

  1. Выгодно. Как показывает практика, вы можете сократить расходы на 30-60%. Экономия достигается благодаря тому, что исключаются затраты на оплату труда и обучение штатных специалистов, покупку специализированных программных продуктов, обустройство рабочего места, поддержку мотивации и т.д. Также вам не придется платить взносы в ФНС и различные внебюджетные фонды. Кроме того, аутсорсинг позволяет сократить расходы ресурсов, которые нужно направить на менеджмент не основных для компании бизнес-процессов, работу HR-отдела.

  2. Удобно. Штатный сотрудник может заболеть, уйти в отпуск или просто уволиться. Выбирая аутсорсинг, вы не столкнетесь с подобными сложностями. 

  3. Профессионально. В профильных организациях вашими делами занимается целая команда специалистов, имеющих разные компетенции. Они постоянно следят за тенденциями в своей сфере и повышают квалификацию. 

 

Минусы аутсорсинга

Данный вид гражданско-правовых отношений имеет определенные риски. Стоит отметить, что большую часть из них можно предупредить, внеся некоторые положения в заключаемый с аутсорсером договор.  

Вот некоторые из недостатков данной услуги:

  1. Нестабильность качества оказываемых услуг. Это особенно актуально для аутсорсеров, которые работают в узкоспециализированной нише. Из-за низкой или вообще отсутствующей конкуренции такие исполнители могут работать «спустя рукава», поскольку понимают, что заменить их некем.  

  2. Несоблюдение конфиденциальности. Аутсорсер может передать третьим лицам предоставленные ему сведения. Чтобы этого не произошло, необходимо прописать в договоре пункты о неразглашении такой информации и ответственности, к которой будет привлечена компания при несоблюдении данного условия. 

  3. Отсутствие контроля. Вы не знаете, как в аутсорсинговой компании выстроены бизнес-процессы и взаимодействие с сотрудниками, и не можете оказать на это какое-либо влияние. Поэтому важно, прежде чем заключить договор, проверить репутацию исполнителя. Если у него есть какие-то проблемы (например, задержки по выплате заработной платы и, как следствие, несоблюдение сроков выполнения работ), стоит еще раз хорошо подумать, стоит ли иметь дело с такой компанией, а также предусмотреть возможные неприятные сценарии в соглашении.

 

Популярность ИТ-аутсорсинга

 

Спрос на услугу значительно вырос в условиях пандемии. Согласно сведениям, обнародованным одним из наиболее авторитетных порталов данных и статистики во всем мире  Statista, в 2021 году совокупный объем рынка IT-аутсорсинга увеличился почти на 13% по сравнению с предыдущим годом и составил около $360 млрд. 

В структуре услуг наибольшим спросом пользуется мониторинг, удаленный доступ к программному и аппаратному обеспечению и организация сервисов по совместной работе с документами. Среди остальных услуг – обеспечение информационной безопасности, обслуживание локально-вычислительной сети и пр.

На сегодняшний день на территории РФ несколько тысяч компаний, оказывающих услуги IT-аутсорсинга. К ним обращаются как крупные корпорации, так и представители малого и среднего бизнеса.

В целом российский рынок ИТ-аутсорсинга активно развивается и является одним из наиболее перспективных рынков в России. Его развитию способствовала пандемия, которая значительно усилила тенденцию цифровизации. Также благоприятно на данном направлении отражается возрастающая потребность государства в IT-услугах, программы цифровой трансформации и вектор на импортозамещение.

 

Преимущества ИТ-аутсорсинга в «Сервис и Сети»:

  1. Штат опытных специалистов. У нас работают сотрудники, которые более 10 лет успешно обслуживают информационные инфраструктуры компаний различного масштаба и сфер деятельности. Все специалисты сертифицированы (Microsoft и 1С) и  регулярно обучаются, повышая свои компетенции.

  2. Высокое качество услуг. Наша компания работает в соответствии с международными стандартами в области информационных технологий – CobiT и ITIL.  

  3. Непрерывный график обслуживания. На нашей работе не отражаются перерывы, больничные и отпуск сотрудников. Клиент получает обслуживание в рамках всего времени, указанного в договоре.

  4. Следим за тенденциями. Идем в ногу со временем и стремимся автоматизировать рабочие процессы. 

Если у вас остались какие-либо вопросы по ИТ-аутсорсингу, свяжитесь с нами по телефону 8 (812) 244-24-74, и мы с радостью на них ответим.